ОФИЦИАЛЬНЫЙ ФОРУМ САЙТА WWW.ORATOR.RU ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО ФИЛОСОФИЯ ПСИХОЛОГИЯ ПУБЛИЧНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ ФЕЛИКС КИРСАНОВ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Говори нет так, как тебе удобно говорить, а так, как слушателю удобно

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Говори нет так, как тебе удобно говорить, а так, как слушателю удобно воспринимать

Фраза довольно четко описывает основной принцип ораторского искусства, но хотелось бы, тем не менее, разобраться.
Если позволите, я сначала приведу несколько примеров

Пример – «картинка»
Ведущий концерта начинает программу с приветствий, далее приглашает поочередно артистов на сцену, при этом как-то затейливо озвучивают выход артиста. Все гости,  а также артисты УЖЕ ЗАРАНЕЕ, т.е. даже до начала концерта знают, что будет происходить. В чем тогда смысл ведущего? – развлекать и делать шоу более интересным, живым.
Но информация, которую озвучивает конферансье, не так уж и важна, и тем более многим известна. В то время когда конферансье говорит, люди не ловят каждое слово и тем более не записывают его (ну он же не лектор, в самом деле), нет, гости воспринимают его как фон, эдакая «прослойка» между выступающими.
Если ведущий женского пола, то женщины в зале могут, например, прикидывать сколько стоит наряд,  что «как-то она постарела» или наоборот «прекрасно выглядит в ее-то годы» и пр. Мужчины  возможно и не подсчитывают стоимость бриллиантов на ее шее, а могут просто любоваться  ею (не будем углубляться во Фрейда ). И, примерно, наоборот, если ведущий мужчина (-Как он остроумен! - Неплохая фигура у мужика!.. и пр., зависит от уровня и интересов думающего).   
То есть, правила игры такого публичного выступления (а это тоже выступление, есть аудитория, есть выступающий) все участники знают заранее и смысл выступления, тоже заранее известен. В сущности, неважно, что там лопочет конферансье, слушателям интереснее в данном случае «картинка».
Другой пример - лектор.
Лекция в российском институте по ядерной физике, сдать экзамен по которой, студентам не просто важно для получения диплома и демонстрации его счастливым родителям, а уже где-то маячит перспектива работы в научном институте славной Англии. Лекцию ведет седовласый профессор, прекрасно разбирающийся в читаемом им материале, студенты ловят каждое слово, т.к. понимают (предположим и это)  всю необходимость данного предмета для перспектив их будущей жизни.
Ситуация ясна - студентам важно, что говорит лектор, поэтому их внимание так повышено. А то, что он еще и хорошо излагает материал, попутно отвечая на вопросы студентов, очень облегчает восприятие сложной информации.
Пример, как некий миксер, лектор - картинка.
Американская школа, урок ведет молодая симпатичная учительница, которая сидит на парте, закинув ногу на ногу, излагая что-то о жизни млекопитающих за полярным кругом. Ее цель – отчитать материал без лишнего шума на уроке, по-возможности вдолбить что-то в головы учеников (допустим она увлечена своим предметом), ну и получить за это зарплату,. Цель учеников в общей массе– отсидеть урок и заработать свой балл за посещаемость. Ее тоже слушают, но интерес разный. Кто-то просто пялиться на ее ноги, но возможно кому-то и интересна жизнь тюленей на льдинах. Главное, что ее цель как лектора достигнута, урок проходит без шума и гама.
А вот совершенно другой пример оратор-военный.
Великие полководцы перед битвами объезжали ряды своих солдат и буквально «зажигали» сердца речами о патриотизме, об успехе в битве, «Наше дело правое!», о том, что даже если кто погибнет, смерть его не будет напрасна, она даст жизнь многим другим (можно привести много исторических примеров, ярко показана сцена перед сражением в к/ф «Храброе сердце», когда Уильям Уоллес объезжает ряды своих соратников перед сражением). И люди шли на смерть, и выигрывали, казалось бы, заранее проигранную битву!     

Надеюсь вы еще не заскучали от моих примеров, сейчас-сейчас, я подвожу к самому главному, итак еще раз фраза : «Говори нет так, как тебе удобно говорить, а так, как слушателю удобно воспринимать»
Откуда слушатель знает, как ему удобно воспринимать материал, о котором он раньше не слышал? Меня всегда восхищала, как грамотно была проведена пропаганда среди населения во времена зарождения коммунизма в нашей стране.

Какую роль надо выбирать оратору – лектор, диктатор или картинка и есть ли расписанные роли ораторов под каждую ситуацию?
Лектор или аудитория, кто главный? Кто должен диктовать ход дискуссии, тот, кто слушает или тот, кто говорит? Если главная  аудитория, то лектор подстраивается под слушателей, чтобы информация была воспринята, но где грань между идеалом и абсурдом? Профессор, который рассказывает анекдоты на лекции по генной инженерии восприниматься адекватно или нет?
Если же лектор, который чувствует, что аудитория не воспринимает информацию, а донести ее надо, то он должен стать главным, ему необходимо заинтересовать слушателя, жестами, речью или внешностью.
Две цели у оратора – донести знание (преподаватели, ведущие информационных программ и пр.) и управлять толпой (политики, военные). Две цели у аудитории – получить знание, посмотреть шоу. Как могут развиваться события и как ими управлять, если например, у оратора цель нести знания, а у аудитории смотреть шоу? Можно ли допускать аудитории почувствовать себя умнее оратора? Правильно ли это?

Буду благодарна, если кто-то напишет свой пример и свои высказывания о типаже ораторов для различных ситуаций.

+1

2

Уважаемая леди! К сожалению, боюсь не соглашусь с некоторыми примерами...В первом случае - это актерское искусство разговора...там на все есть некоторый сценарий, костюмеры, визажисты и прочее. И, если актер хороший - это удается. Недавний музыкальный форум Собчак и Ургант! И, естественно, Ургант себя показал на 5+.
Второй пример: это профессионализм: человек, обладающий знаниями и не умеющий их вложить в чужие головы - посредственность...профессор (как в вашем случае), знающий свой предмет и умеющий правильно разъяснить для понимания ЗНАНИЯ - это человек, который в жизни всегда будет востребован.
Пример с учительницей американской школы (ей не надо обладать ораторский искусством - она достаточно зарабатывает за свой урок, поэтому и ходит, в отличии от наших учителей некоторых, всегда в чулках в жару и всегда опрятная. Про учителей платных учреждений при католической школе (например) - там вообще рейтинг огромный...Но ведь им хочется иметь свой домик за 250 тысяч долларов и машину, на которой приходится добираться на работу до 3 часов - но это их уровень. Хотя, мне приходилось испытывать гордость за наших учащихся, которые приезжали на ПМЖ в штаты и просто "убивали" наповал своими знаниями и подходом к учебе этих американских учительниц!).
А пример с военными - просто "Да"! Далеко ходить не будем - Александр Суворов! В наше время тоже были ораторы, которые без бумажки могли высказывать и убеждать в правом деле людей: Фидель Кастро! Говорят, он намедни за последние 4 года появился с выступлением.
А вот фразу, выбранную для темы....нет...увы! Мы не Карнеги и не Фрейды, которые убеждают нас делать именно так. В нас еще есть самолюбие, которое не сможет нам дать говорить так, как удобно другим...нет...нет...но свое мы все равно выскажем. Учиться сочетать разные школы ораторства - это повод, чтобы найти именно свой путь, как преподнести себя людям.
Вам спасибо, что вы ищущий человек! А, как говорят у нас: кто ищет, тот всегда найдет!

0

3

Катарина, большое спасибо за Ваш отзыв, я буду очень благодарна, если Вы и дальше будете отписывать свое мнение, лично мне это интересно.  ;) Название темы выбрано правильно, но в конце предложения мне нужно было поставить знак вопроса, редактировать к сожалению не могу, полномочий нет. Я не выдвигаю эту тему как лозунг, я просто не до конца ее понимаю, поэтому и пытаюсь разобраться.

Озвученные мной примеры, конечно, поверхностны, они не являются расписанными ролями оратора для различных ситуаций. Но как хотелось бы, чтобы хоть сжатая, но была такая таблица! Ну оочень примерно: Испуганные люди (беженцы, терракт, авария) - яркий, сильный оратор, образ внешности серьезный; расслабленные люди (вечеринка, отдых, концерт) - шутливый, позитивный, образ внешности от рыжего до лысого, тут главное начинка; равнодушные (ну тут слишком долго перечислять, равнодушных сейчас много) - ошеломить, накричать или наоборот участливо, заботливо говорить., и пр. пр.

Да, умение почувствовать как нужно вести себя оратору с разными аудиториями достигается только жизненным опытом, образованием, психологическим чутьем. Но, возможно есть какие-то универсальные рецепты? Вот что я пытаюсь узнать.  :writing:

Поэтому я и прошу приводить примеры своего или увиденного ораторского искусства из жизни, где есть небольшая аудитория (свой класс в школе, группа в институте, туристические группы отдыхающих, коллективы на работе, публичные выступления и пр.), когда люди находятся на отдыхе (расслаблены и ленивы, а их нужно заинтересовать,организовать), на работе (усталые, со своими проблемами, зарплата не устраивает и пр, а нужно , что бы рабочий процесс шел как обычно), возможно в стрессовой ситуации (люди ждущие вылет своего самолета в аэропорту сутки или попавшие в зону стихийных бедствий) и т.д. Ведь иногда одно яркое слово, один жест или небольшая речь может успокоить людей или наоборот их расшевелить. Разве не в этом сам смысл ораторского искусства - уметь донести информацию до людей правильно, так, чтобы она была воспринята слушателями как это хочет оратор?
В каких ситуациях уместно быть жестким, а когда шутить, когда быть умным, а когда, возможно, прикинуться и поглупее, быть ярким или серым?

Мой пример с учительницей из американской школы -  оратор она с большой буквы или нет, это не принципиально, в конце концов, не все же планируют вещать с трибун о судьбах народов, кому-то просто важно уметь начать разговор в незнакомой компании, поздравить коллектив с профессиональным праздником, произнести красивую, уверенную речь на свадьбе за молодых, уметь убеждать людей в бизнесе, да мало ли ситуаций в жизни, когда ты просто должен стать оратором, даже не планируя это заранее. Верно?

Пишите, давайте обсуждать, ведь каждый, кто зашел сюда хочет хорошо и уверенно говорить в любых ситуациях. Ну, лично я, очень хочу) :flag:

+1

4

Лимонка! Не знаю, но в любой ситуации надо слушать свою душу, нельзя кощунствовать при боли других, нельзя грустить, когда со бираются люди разные - надо их заводить...а вообще-то, надо быть просто веселым и душевным человеком и тогда развеселить, когда грустно, вместе пережить горе и, если, есть возможность, помочь и не только словом (хотя в ненастье душевном слово очень действенно). Я не профессиональный оратор - работаю в медицине, приходиться много говорить, уговаривать, а на досуге и развлекать свой коллектив. Этой зимой нам было 35 лет - нашему учреждению и мне пришлось очень туго, потому что в зале было 106 человек....надо было вести вечер, не забыть про гостей....дать указания официантам...НО! Люди вспоминают этот вечер еще и еще и еще.....И очень всем понравилось!

0

5

Мы так легко относимся к советам других, но ваши советы или просто вас хочется читать и читать. Кстати, я даже маме своей даю читать. Катарина! Скажите пожалуйста - а это ваше настоящее имя?

Отредактировано Сорванец (2010-08-24 12:02:34)

0

6

Сорванец! Я отвечу на это своим маленьким рассказом в теме про сайты.

0

7

интересные мысли
ораторы вполне могут классифицироваться как и обычные социальные типы

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно